Главная / Документы / Архив / ЖБД 585 инжб

Журнал боевых действий 585 отдельного инженерного батальона

Источник: сайт "Память народа", архив ЦАМО, ф. 33171, оп. 178619 , дело 2.
Дата документа: 1 мая 1943 -  10 сентябрь 1943 г.

Избранные листы с записями, касающимися строительства железобетонных огневых точек оборонительного рубежа "Ижора": пулеметных ДОТ №№ 72,  223, 248, 252, артиллерийских ДОТ №№ 14, 239, 241, 263, артиллерийского полукапонира № 16А, ДОТ с башней танка КВ №№ 18, 43, 230, 266 и оборудованию 52-х железобетонных ОТ на 369 и 370 участках военно-строительных работ (УВСР).

 Скачать документ.

 

Число месяц год Задачи Описание боевых действий 585 инж.б-на.
1-10 мая 1943 г.  Выполнялась задача по постройке и ремонту дорог в полосе 85 СД поставленная начальником инж . войск 42 армии полковником Кирчевским.
Кроме того начальник инж. войск 42 армии полковник Кирчевский в своем приказе от 3 мая 1943 г. приказал: В целях обучения личного состава 585 б-на и в первую очередь командного состава в период между 5.5.43 г. и 10.6.43 г. организовать по своему плану и произвести работы по строит-ву железобетонных сооружений (сооружение № 28).
Работы вести по пяти циклам /земляные работы, заготовка каркаса, устройство основания, заготовка арматуры, сборка каркаса, установка опалубки, установка амбразур и закладных частей и армирование/.

Выполнялись три задачи:
1) Установка перископа на НП № 9 в полосе действия 56 СД.
2) Погрузка и разгрузка леса на ст. Левашово.
3) Разгрузка и охрана материалов на строительной площадке.
4) Боевая подготовка.




6 мая 1943 г. во исполнение приказания нач. инж. войск 42 армии № 0317 от 3 мая с.г. командир б-на приказал:
1) В целях обучения среднего и младшего командно-начальствующего и рядового состава с 6 мая приступить к работам по строительству железобетонных сооружений.
2) Строительство сооружения № 2 возложить на командира 2-й инж.роты лейтенанта Бунина Г. Б.
3) Все работы проводить последовательно по циклам и строго руководствоваться инструкций по организации и производству оборон. работ.
4) Командиру 2 инж. роты л-ту Бунину составить план по производству указанных работ. Срок окончания стр-ва  ДОТ должен быть не позднее 10.6.43 г.
План и организационные выводы представить мне 13.5.43 г.
5) Командирам 1 и 3 инж. рот разработать план орг. работ на постройку ж.б. точки.
6) Строительные материалы предоставляет начальник участка 107 УВПС майор Лившиц.
С 7 мая на строительстве железо-бетонной точки производились следующие подготовительные работы:
а) оборудование площадки для выполнения арматурных работ
б) вытягивание арматурного железа
в) вязка каркасов для ж.б. сваек
г) изготовление стержней для ж.б. сваек
д) устройство опалубки сваек.

25 мая Выполнение задачи по строительству Арт.  ДЗОТ и по строительству ДОТ. 1ая и 3я роты работали на строительстве Арт. ДЗОТов.
2я рота на строительстве пульДОТ"а № 72, проводились работы по вязке ??? фундамента и устройство опалубки стен.
26 мая те же задачи Выполнялись те же работы.

27 мая те же задачи Командир б-на приказал 1й роте передислоцироваться в район Петровской Славянки и возложил на к-на  Животенко командира 1 роты ремонт и восстановление  дорог  в полосе 56 СД (маршруты 15 и 16).
Остальные роты выполняли прежние работы.

28 мая те же задачи 3я рота выполняла работы по строительству Арт. ДЗОТ.
2я рота находилась на стр-ве ДОТ 72 и один взвод в разведке.
1ая рота устраивала помещения для жилья.

29 мая те же задачи 1ая рота начала работы по строительству дорог маршрутов № 15 и 16. Остальные роты продолжали выполнять прежние задания.
Работу на об"екте 72 тормозило отсутствие чертежей закладных частей и материалов для опалубки и эстакады.

30 мая те же задачи Подразделениями б-на выполнялись прежние задания.

31 мая

те же задачи

Подразделениями б-на выполнялись прежние задания
На работах по строительству 4-х Арт. ДЗОТ работа продвигалась медленно т.к. по 125 СД не выделяются люди для работы (вместо 145 человек выделяются только 5).

1 июня те же задачи Подразделениями б-на выполнялись работы по стр-ву 4 Арт ДЗОТ (3я рота), стр-во пульДОТ (2я рота) и стр-во дорог на маршрутах 14 и 16.

2 июня те же задачи Подразделениями б-на выполнялись прежние задачи.

3 июня те же задачи Подразделениями б-на выполнялись прежние задачи.
Работа по стр-ву ДОТ № 72 не выполнялась, т.к. отсутствуют чертежи на закладные части.
На сборке срубов был перерыв в работе в виду сильного артиллерийского обстрела района работ, продолжавшегося 3 часа.

4 июня те же задачи Подразделения б-на выполняли прежние задачи.

5 июня -"- -"- Подразделения б-на выполняли прежние задачи.
На об"ектах 316 и 316а работы не проводились из-за непрерывного арт. огня пр-ка из тяжелых орудий с 500 до 1600 .

6 июня те же задачи Подразделения б-на выполняли прежние задачи.

7 июня те же задачи Подразделения б-на выполняли прежние задачи.

8 июня те же задачи Подразделения б-на выполняли прежние задачи.
К-ром 1 роты к-ном Животенко был сдан в эксплоатацию дорож. маршрут № 16 в полосе обороны 196 КСД от шоссе у с. Рыбацкое до моста через реку Славянку в населенном пункте Петро-Славянка,  див. инженеру 196 КСД майору Гущину.
Работы признаны выполненными хорошо и отлично.

9 июня те же задачи Подразделения б-на выполняли прежние задачи.

10 июня те же задачи -"- -"-

11 июня те же задачи -"- -"-

12 июня те же задачи -"- -"-

С 13 по 30 июня 1943 г. Начальник инжвойск 42 Армии полковник Кирчевский приказал немедленно приступить к строительству Н.П. типа ДЗОТ с перерытием от 152 мм снаряда. Сектор обзора сев. Окраина Урицк – Старо Паново в глубину ст. Лигово. Предусмотреть установку стерео-трубы и перископа ПДН-2. Во исполнение приказа начальника инжвойск командир б-на приказал зам к-ра б-на капитану Чернину провести рекогносцировку места установки НП и дать углы α, β и разбивку.
Начальнику штаба подготовить чертежи НП и дать спецификацию материалов и план работ к 1800 18.6.43 г.
По изготовлению чертежей немедленно приступили к рубке сруба, под руководством лейтенанта Гартунг.
В ночь с 15 на 16.6.43 г. начались работы по отрывке котлована, одновременно производились работы по маскировке места строительства и подвозка стройматериалов и сруба.
Строительством Н.П. руководил Л-т Гартунг, выполнял – Л-т Миронов со своим взводом.
Работы велись исключительно в ночное время, при хорошей маскировке снаружи, группой 15 человек. Днем работать не было возможности, т.к. место строительства располагалось вблизи переднего края противника.
Это обстоятельство вызывало большие трудности в организации работ и потребовало тщательно проверить свое умение и способности вести работы в непосредственной близости от противника.
Команда, во главе с л-том Гартунг, в основном с этой работой справилась не плохо, хотя были при этом и жертвы и ранения бойцов.
Для того, чтобы обеспечить бесперебойно стройматериалами строительство, их подвозили днем по Койровской лощине и сваливали в лощину напротив строительства. Затем, ночью, когда темнота мешала наблюдать за движением, на лошадях подвозилось на саму площадку.

   
С 19 по 30 июня 1943 года.
19.6.43 г. Начальник инжвойск 43 Армии полковник Кирчевский приказал: приступить к строительству О.Т. „Ижора“.
Во исполнение приказа нач. Инжвойск командир батальона приказал: Командиру 2й инжроты ст.л-ту Бунину, немедленно приступить к строительству О.Т. „Ижора“ своей ротой.
Исходя из опыта по сооружению железобетонных О.Т. ст. л-т Бунин сумел организовать работу таким образом, что срок ее сократился почти в три раза, по сравнению с предыдущей О.Т. № 72.
Работы по всем циклам были закончены в 12 дней и ОТ была сдана под бетонирование 369 УВСР.
Благодаря продуманному плану строительства в первые дни работы к об’екту были подвезены все необходимые стройматериалы и полуфабрикаты. Это позволило лучше организовать работу и достичь правильной расстановки рабочей силы.
Все работы велись в две смены – круглосуточно. Каждому отделению и бойцу ставилась конкретная задача, которая систематически контролировалась по ее выполнению.
Это повышало стимул к работе бойцов и повышалась производительность труда в целом.
Всего затрачено 233 чел/дней.

С 8 мая по 20 июня 1943 г.   
Строительство ж-б О.Т. № 72.
Задача по постройке железобетонных О.Т. была поставлена перед батальоном впервые.
В практике подразделения, которое приступило к строительству этой точки так же не было стр-ва железобетонных сооружений.
Поэтому командиру 2й инж. роты ст. лейтенанту Бунину, на которого была возложена задача руководить строительством, пришлось в процессе работы обучать бойцов новому делу.
Это обстоятельство вначале безусловно замедляло темп строительства.
Но еще в большей степени оказалось не подготовленным само Управление Военно-Полевого строительства. Оно не имело готовых чертежей, а те которые изготовлялись во время строительства, зачастую изменялись.
Кроме того была большая задержка в снабжении строительства материалами.
Из-за отсутствия арматуры и досок имелись перебои в работе
Вся работа по строительству О.Т. была разбита на 4 цикла.
Характер работ по циклам и затрата времени в след. табл.

NN циклов Продолжитель
ность цикла
Наименование работ Ед. измер Об'ем работ Затрата чел/дн.
    1.Устройство маскировки м2 1200 45
I 13-18.5.43г. 2. Оборудование стройплощадки     45
    3. Ремонт дороги и устройство мостов     75
    4. Рытье котлована м3 150 40

   
NN циклов Продолжитель
ность цикла
Наименование работ Ед. измер Об'ем работ Затрата чел/дн.
    1. Устройство бетонной подготовки с гидроизоляцией м2 42 12
II 18-21.5.43г. 2. Изготовление и укладка обвязок п.м. 30 11
    3. Армирование фундамента кг  1150 6
    4. Устройство шпоры м3 15 9

III  21-31.5.43г. 1. Изготовление и установка опалубки внутр. и наружн. с установкой каркаса и крепление его подкосами м2 146 56
    2. Установка амбразуры шт. 1 8
    3. Установка закладных частей шт.  14 8

    1. Армирование стен с изготовлением арматуры и вязкой ее кг 4500 38
  IV   5-16.6.43г. 2. Укладка жесткого противооткола кг 220 9
    3. Установка эстакады для бетонирования с настилом шт.  120 48

    Подвозка и подноска материалов   95  
    Итого 505 чел/дн. 
Эту задачу личный состав батальона выполнил так как этого требовалось несмотря на выше указанные трудности.
Команда приобрела хороший опыт.
Хорошую заинтересованность в постройке железо-бетонных точек, хорошую организованность и руководство показали: ст. сержант Тихомиров, сержанты Астахов и Груздев.

С 5 июля до 1 августа 1943 года   
Строительство 11 О.Т. „Ижора“.
Перед батальоном была поставлена задача построить 7 железобетонных О.Т. типа ижора №№ 223 -ПДОТ, 230 - КВ, 239 – АДОТ, 248 – ПДОТ, 252 – ПДОТ, 263 – АДОТ и 241 – АДОТ.
Из опыта прошлых строительств ж.б. О.Т. был разработан календарный план строительства. Придерживаясь намеченного плана, на место строительства были завезены самые необходимые материалы и полуфабрикаты, которые и обеспечили бесперебойную работу строительства.
Бойцов, имеющих опыт в этой работе, были поставлены, обучать новых.
Правильная организация труда и своевременное обеспечение стройматериалами дало возможность в очень сжатый срок справиться с этой задачей.
О.Т. № 241, по приказанию Н.И.В. была незакончена.
Всех людей, которые были заняты на строительстве ж.б. и окончивших свои задания перебросили на новые О.Т. того же типа. №№ 14 – АДОТ, 16а – АПК, 18 – КВ и 43 – КВ.
Аналогично предыдущим О.Т. строительство последних шло также строго по графику. По окончанию строительства О.Т. приняты специальной комиссией от 370 УВСР и качество признано хорошим.
На выполнении этого задания отличились кап. Животенко, ст. л-т Бунин и л-т Ушкалов как хорошие и грамотные организаторы стр-ва.

С 20.8. по 10.9 43 г.
 
Оборудование 52х железо-бетонных О.Т. на участке 369 и 370 У.В.С.Р.
Перед батальоном была поставлена задача по окончанию строящихся ж.-б. о.т. работы которых заключались в следующем:
1. Устройство каркасов из бревен для двориков-тамбуров с обшивкой каркасов с двух сторон досками и устройством перекрытий.
Размеры каркасов в плане 3,2 х 1,8 м.
2. Устройство подземных ходов сообщения к об’ектам К.В. из сплошных бревенчатых рам 2 х 1 м.
Общее количество установленных рам на 1 точку – 80 шт.
Работа велась открытым способом. Толщина обсыпки до 2х м.
3. Устройство колодцев из ж.б. колец для хранения воды с отрывкой котлована и установкой в него колец. Диаметр колодцев 0,9 м. и глубина 2-3 м.
4. Устройство гильзосбросов на об’ектах К.В. состоящих из срубов размером 2 х 1м, высот - 2 м. и лазов с досчатой обшивкой размером 0,8 х 0,8 м. с общим заглублением до 4 метров.
5. Установка металлических коробок с навеской дверей.
  Работами по постройке О.Т. руководили:
1. Командир 1й роты капитан Животенко (22 об’екта)
2. Ком-р 2й роты ст. л-т Бунин (21 об’ект)
3. Ком-р 3й роты ст. л-т Киршин (9 об’ектов К.В.)
  Работами же на каждой точке руководили наиболее опытные мл. командиры и бойцы.
Для указ. работ б-ну были приданы 80-90 чел. из заградотряда

Листы журнала боевых действий