Главная / Карты / Карта расположения НП ВНОС/МПВО

Карта расположения вышек наблюдательных постов ВНОС
("башни МПВО")

 

Переключатель слоев "карта" – "спутник" находится в правом верхнем углу карты.

 

Легенда:

1. Голубые значки - вышки ("башни") НП ВНОС/МПВО[1];
2. Светло-голубые значки - предположительно, ВНОС/МПВО;
3. Красные значки - место точно не известно, но есть сведения о нахождении башни в этом районе;
4. Серые значки - башня утрачена;
5. Значки без точек в центре значка - башня стоит на доме послевоенной постройки и, таким образом, памятником Великой Отечественной войны не является.

Знаки снабжены краткой и дословной информацией от руферов[2], в основном касающейся возможности посещения башни, а также ссылками на фотографии, представляющие внешний вид сооружения. Имена авторов фотографий подписаны в легенде к альбому. Также приводятся некоторые неформальные названия башен, бытующие в среде любителей.

К настоящему времени есть сведения о примерно 165 башнях, включая 8 утраченных, - это почти все известные. Оценочно, их было около 180 штук, но разница - в основном за счет исчезнувших к настоящему времени объектов.

 

История

Строго говоря, это не "башни", а вышки, предназначенные для наблюдательных постов ВНОС, но название "башни МПВО" прижилось и стало общеупотребительным. Система ВНОС начала создаваться в Ленинграде в начале 1930-х гг. Схема расположения, как и конструкция самих сооружений была разработана в ЛИИКС (ЛИСИ). Во время Великой Отечественной войны на постах дежурили бойцы МПВО. Вышки могли вооружаться зенитными пулеметами - счетверенными ЗПУ М-4 (четыре "Максима") на крышах со скорострельностью 1200-2000 выстр./мин и досягаемостью по высоте 1400 м или звукоулавливающей аппаратурой типа ЗТ-5 - несколько работающих станций позволяли примерно с 9 километров определить подлетающие самолеты противника. Вся информация с этих постов стекалась в штаб Гражданской обороны (ГО). На фотографии военных лет классические "башни МПВО" не попадали, но есть фотографии нескольких аналогичных конструкций более легкого типа, например на крыше БАН СССР (1, 2).

Функции постов во время войны, согласно источникам

1) наблюдение за небом, т. е. за вражеской авиацией и отчасти выдача целеуказания зенитной артиллерии;
2) оповещения местного населения о воздушной атаке с помощью ревуна;
3) в некоторых случаях - ведение зенитного, преимущественно заградительного, огня по пикирующим бомбардировщикам противника;
4) определение мест падения бомб вообще, особенно зажигательных и немедленное оповещение о них групп, занимающихся тушением "зажигалок";
5) наблюдение на предмет сброса парашютистов, диверсантов, а также агитационных материалов (листовок);
6) выявление работы вражеских шпионов-корректировщиков, которые при помощи ракетниц и иных сигналов наводили вражеские бомбардировщики или корректировали огонь вражеской артиллерии;
7) отслеживание любых нештатных ситуаций в окрестностях поста.

Все посты были снабжены телефонными аппаратами, сообщения от которых поступали в центральную диспетчерскую и наносились на карту оперативной обстановки. Система действовала или предполагалась быть при необходимости приведенной в боеготовое состояние также и после войны - последние известные "башни" стоят на домах постройки 1955 г.

Конструктивные виды "башен"
  1. Подавляющее большинство представляет из себя классические 8-угольные "пагоды". Причем башни этой конструкции попадаются как на старых домах, так и на домах постройки после 1945 г.
  2. В меньшей степени, но также широко представлены четырехугольные башни на 7 окон с дверью.
  3. Также есть 3-4 колоритных так называемых "железных стаканов". Остальные сооружения нетипичны.

Наблюдения по карте
  1. Несмотря на слова о научной разработке системы их расположения, внешне башни кажутся расположенными довольно хаотично.
  2. Поражает само количество башен: если бы перед НП ставилась только задача наблюдения за ленинградским небом, то башен нужно было бы раз в 10 меньше. А они натыканы с большой плотностью - в центре города на расстоянии от 300 до 900 метров.
  3. Башни не концентрируются по периметру города, и даже не перекрывают этот периметр. Напротив, их плотность падает по направлению от центра города к окраинам.
  4. Башни не концентрируются возле наиболее стратегически значимых объектов, таких как Смольный или оборонные заводы. Они расставлены преимущественно по площади жилой застройки города. В "промышленном поясе" Ленинграда башни стоят, но с существенно меньшей плотностью. (Исключение - окрестности Балтийского судостроительного завода и "Красного треугольника", где их много).
  5. Плотность башен в послевоенных жилых районах несопоставима с плотностью в центре: например, в Автове, на Большой Охте и на Московском проспекте в 1950-е гг. построены огромные жилые районы, а в них всего по 1-2 башни.
  6. Из пригородов Ленинграда башни стоят только в Сестрорецке, Кронштадте, Петергофе, Пушкине и Колпине - везде по 2 башни, кроме Колпина, где 1 башня. Хотя некоторые могли не сохраниться.

Основные выводы из этих наблюдений
  1. Башни в основном предназначены для защиты именно жилых районов старой застройки, и именно площадей, а не периметров.

  2. Башни совершенно не предназначены для обнаружения подлетающих вражеских самолетов, наблюдения и заблаговременного оповещения о надвигающемся воздушном налете. Для этой цели служили РЛС "Редут" с дальностью обнаружения цели 200-210 км, а также звукоулавливатели ЗТ-5 с дальностью пеленгации воздушной цели до 9 км (если только ЗУ не стояли действительно на каких-то башнях). Если башни расположены на расстоянии 300-900 м, значит предполагалось обнаруживать с них объекты на дельности не более 150-450 м, в противном случае башни стояли бы на большем расстоянии друг от друга. Но это расстояние истребитель времен ВОВ пролетал за 1-3 с, а пикировщик - за 1,5-4,5 с (истребители начала 1930-х гг. - за 2-7 с). Понятно, что за такое время боец поста не успеет даже сообщить в штаб о замеченном самолете прежде, чем тот сбросит бомбы, не говоря уже о возможности штаба предпринять какие-либо предупредительные меры. То есть, подобная система не в состоянии предупредить воздушную атаку, она может лишь зафиксировать ее свершившийся факт - установить точное место падения фугасной или зажигательной бомбы, а также выброса листовок, парашютистов... И, тем самым, оперативно помочь в борьбе с последствиями такой атаки. Отсюда и столь малый "радиус действия" башенок. (Выявление шпионов-"сигнальщиков" тоже, конечно, должно было входить в обязанности бойцов поста.)

  3. Из всех вышеназванных задач, участие в борьбе с зажигательными бомбами, вероятно, представлялось наиболее важным, так как башни расположены преимущественно в районах старой дореволюционной застройки, где деревянные перекрытия, балки и стропила могли бы дать отличную пищу огню и привести к возгоранию на огромной площади. Здесь пожар необходимо локализовать немедленно, или последствия будут масштабны. В "промышленном поясе" производственные здания и помещения стоят не столь плотно, и опасность перекидывания пожара с одного дома на другой существенно меньше. Здесь наблюдение велось лишь из отдельных точек.

  4. Однотипность архитектуры до- и послевоенных башен не дает возможности определить время постройки башен на довоенных домах (ибо башни на некоторых из них могли появиться и после войны), и, соответственно, проследить изменение всей системы в исторической динамике. Хотя, несомненно, взгляды на функции постов ВНОС в 1930-е и в 1950-е годы должны были различаться, а, следовательно, различаться и система расположения постов, их оборудование и т. п. Во всяком случае, последняя из известных башня появляется в 1955 году, когда не существовало ВНОС - они были в 1951 г. преобразованы в радиотехнические войска.

Замечания и дополнения к карте можно написать на форуме "Окрестности Петербурга" или через контакты сайта.

Автор: Л. Харитонов

________

Примечания:

Войска ВНОС - войска воздушного наблюдения, оповещения и связи. Род войск противовоздушной обороны СССР.
МПВО - местная противовоздушная оборона. Система оборонных мероприятий по противовоздушной обороне, осуществлявшихся местными органами власти.

Руфер (от англ. roof) - любитель прогулок по крышам.