Главная / История / Статьи / Приведение ДОТа в боевую готовность

Порядок приведения ДОТа в боевую готовность
на основании сохранившихся документов Полоцкого УРа

Выдержка из статьи В. В. Каминского "Минский укрепленный район. 1932–1941 гг.", опубликованной в фортификационном сборнике  "Крепость Россия" № 3.  Владивосток, Дальнаука, 2008, стр. 258 - 263.
Сборник в библиотеке сайта rufort.info

 

Рассмотрим, как именно происходило занятие огневых сооружений гарнизонами и приведение ДОТов в боевую готовность на основании сохранившихся документов для Полоцкого УРа и укрепрайонов Киевского Особого военного округа. Порядок, установленный для МиУРа, был, видимо, тот же самый. Поскольку в мирное время в постоянной боеготовности содержались лишь немногие, наиболее важные сооружения на переднем крае укрепрайона, то большинство сооружений приводилось в боеготовность и занималось гарнизонами лишь с объявлением мобилизации.

Комендантами ДОТов первого эшелона (т. е. подлежащих занятию в первую очередь) назначались младшие лейтенанты или младшие комвзвода. Назначение на эту должность красноармейцев или командиров отделений не допускалось. Гарнизон ДОТа примерно наполовину состоял из кадрового состава пулеметной роты, а наполовину – из приписного. Сокращенным гарнизоном кадрового состава ДОТ приводился в минимальную боеготовность; с прибытием приписного состава он приводился в полную боеготовность.

По сигналу «тревога» гарнизон собирался в казарме, и комендант сооружения получал огневую документацию, ключи от ДОТа, револьвер, ракетницу с ракетами, телефонный аппарат и аккумуляторный фонарь. Огневая документация и ключи от ДОТа должны были храниться в железном ящике, находящемся под охраной дневального по роте. Ящик вскрывался по сигналу «тревога» старшиной роты. Для каждого ДОТа должна была быть заготовлена следующая документация: стрелковая карточка; схема связи с указанием позывных коменданта ротного района, соседних взаимодействующих ДОТов, батареи, поддерживающей ДОТ и ротный район; карта 1:25 000 с районом радиусом от ДОТа до 6 км в сторону противника, до 3 км в тыл и до 2–3 км в стороны соседей; рабочая карточка по приведению ДОТа в боеготовность; перечень инженерных работ, выполняемых гарнизоном ДОТа; журнал наблюдения; чистый блокнот для записей донесений и приказаний. Начальники пулеметов – два бойца или младших командира – получали по одному пулемету и по две коробки с лентами и патронами. В пулеметы наливалась вода, и, соответственно, в казарме роты должны были стоять бочки с водой, воронками и черпаками для наливки воды в пулеметы. Третий боец получал станок Соколова, коробку с инструментом и коробку со смазочными материалами и водой. Четвертый боец получал ручной пулемет, три магазина и бинокль. Пятый боец получал четыре коробки с пулеметными лентами, аккумуляторный фонарь и коробку с запчастями.

По получении вооружения и имущества все оно должно было храниться в казарме или на складе пулеметной роты, будучи заблаговременно закрепленным за гарнизонами – гарнизон выстраивался в установленном заранее месте, комендант быстро проверял, все ли бойцами взято, после чего подавал команду: «На сооружение бегом марш!»

Гарнизон следовал к ДОТу ускоренным шагом. Впереди двигались комендант с ручным пулеметчиком, наблюдая вперед и по сторонам, имея ручной пулемет в полной готовности для боя. Остальные бойцы следовали днем в 40–50 м, а ночью в 5–7 м за ними, при этом третий боец наблюдал за сигналами коменданта. В случае столкновения с диверсантами или группой противника комендант и ручной пулеметчик изготавливались к бою. Одновременно комендант подавал сигнал «к бою». По этому сигналу третий и второй бойцы устанавливали один из станковых пулеметов на станок Соколова и изготовляли его к бою. Второй и пятый бойцы выбирали вблизи огневой позиции станкового пулемета место для наблюдения. По отражении противника гарнизон вновь следовал на ДОТ в установленном порядке.

По прибытии в ДОТ гарнизон вместе с комендантом, кроме ручного пулеметчика, приступал к приведению его в минимальную боеготовность. Ручной пулеметчик по приказу коменданта устанавливал пулемет на заранее выбранной и подготовленной позиции в 10–15 м от ДОТа и затем вел наблюдение за указанными комендантом подступами.

Первым входил в ДОТ пятый боец. Оставив коробки в сквознике, он зажигал фонари «летучая мышь», которые должны были храниться в ДОТе постоянно. Затем приводил в действие фильтровентиляционную и отсосную системы: открывал заглушки, ставил клапаны на чистый воздух, после чего приводил в действие вентиляторы.

Тем временем комендант открывал заслонку амбразуры, не имеющей пулемета, и ставил ее в наблюдательное положение. Затем устанавливал и включал телефонный аппарат и проверял его работу, после чего наблюдал за выполнением обязанностей личного состава гарнизона.

Первый и второй бойцы – начальники пулеметов – устанавливали пулеметы на станки и закрепляли их, приводили в горизонтальное положение, устанавливали коробки с лентой в коробкодержатели. Изготовив пулемет к бою, докладывали коменданту о готовности.

Третий боец, оставив станок Соколова в дворике ДОТа, немедленно валил маскировочные щиты перед амбразурами. По выполнении брал в ДОТе ведра и следовал за водой для наполнения баков системы охлаждения к ближайшему источнику, поскольку большинство ДОТов собственных колодцев не имело. После этого он приводил в готовность систему охлаждения. Поскольку на заполнение системы емкостью 200–240 л требовалось 16–20 ведер воды, т. е 8–10 ходок (при нахождении источника в одном километре от ДОТа), одному бойцу на это требовалось около 3–4 ч.

По выполнении перечисленных работ ДОТ считался приведенным в минимальную боеготовность, о чем комендант и докладывал коменданту ротного района по телефону или ракетой. В дальнейшем комендант ДОТа действовал в зависимости от обстановки и полученной от коменданта ротного района задачи.

Если имелось непосредственное соприкосновение с противником, гарнизон должен был находиться в ДОТе за пулеметами и вести наблюдение через амбразуры, установив заслонки в наблюдательное положение. В отсутствие соприкосновения с противником комендант оставлял в ДОТе двух бойцов дежурными у пулеметов и для наблюдения, а сам с остальными бойцами поправлял маскировку ДОТа, проверял ориентиры и приступал к выполнению инженерных работ.

Приписной состав гарнизона для ДОТов первого эшелона оповещался командиром роты посыльными и по телефону через сельсовет или колхоз. Приписники должны были является в казарму роты сразу же по получении извещения. Затем погарнизонно, под руководством старшины, доставляли вооружение и имущество в ДОТы. Вооружение и имущество ДОТов первого эшелона хранилось в ротных складах (как уже говорилось, будучи закрепленным за огневыми точками, а ГПП, требовавшие индивидуальной подгонки, – за амбразурами) и должно было быть скомплектовано по подводам. Для каждого ДОТа первого эшелона выделялась одна подвода из числа поступающих от колхозов. Второй эшелон гарнизона (приписной состав) после санобработки, получения обмундирования и личного оружия (винтовка и подсумок с 30 патронами, кому положены) принимал от старшины роты подводу и накладные для получения в ротном складе имущества. Из числа приписников назначался один старший – он и получал в ротном складе имущество и укладывал его силами гарнизона на подводу. У завскладом должен был быть заранее заготовлен расчет выдачи имущества и вооружения по подводам на каждую точку, а на каждую подводу – накладная в двух экземплярах. Один экземпляр ее отправлялся вместе с подводой, комендант расписывался на нем в получении, и с обратным рейсом накладная возвращалась на склад.

На первую подводу укладывались: станковый пулемет, 10 коробок с набитыми пулеметными лентами, перископ, три ГПП, санитарная сумка, запасные стволы для трех пулеметов и запасные части, сумка с политпросветимуществом, имущество связи (рация, коммутатор), противогазы «БС».

После погрузки подвода отправлялась с тремя бойцами гарнизона ДОТа. Остальные оставались в складе и ожидали возвращения подводы, набивая тем временем ленты и откупоривая ящики с цинками. По возвращении подводы на нее грузили 28 пулеметных коробок, 20 цинков с патронами, химимущество. Со второй подводой убывал весь гарнизон.

На следующие два рейса комендант ДОТ выделял двух красноармейцев для охраны и погрузки имущества. Третьим рейсом на точку доставляли неприкосновенный запас продовольствия, вещевое имущество, бытовое и инженерное оборудование. С четвертой подводой доставляли остаток боеприпасов.

После установки силами полного гарнизона всего полученного оборудования, укладки имущества и боеприпасов и сдачи надлежащим образом всех накладных точка считалась приведенной в полную боеготовность.